Возьмем как гипотезу факт возможности разделения активного внимания и его распределения между несколькими объектами, а также тот факт, что после тренировки, определенные аспекты игры могут переставать требовать существенных затрат активного внимания, вплоть до перехода на функционирование в автоматическом режиме за счет мышечной памяти. Например, в произведении М. Джуллиани «Ручеек» правая рука играет однотипные арпеджио, соответственно после отработки этих арпеджио, правая рука перестанет нуждаться в большом количестве активного внимания, часть этого внимания может быть направлена на смену позиций в левой руке. Или же, например, освободившееся внимание может быть направлено на звучание гитары или ощущение времени. Рассмотрим, как будет работать внимание гитариста в нескольких стандартных музыкальных ситуациях: 1) Чтение с листа в реальном времени; 2) Разбор нового произведения; 3) Концертное исполнение отработанного произведения (без нот); 4) Импровизация на заданную гармонию под аккомпанемент ансамбля. 1) Когда гитарист играет с листа, существенная часть внимания направлена на нотный текст (внешний, зрительный объект), одновременно музыкант связан со своим чувством времени (внутренний объект), которое позволяет ему соблюдать длительности и держать ритм. Также внимание направляется на ощущение левой руки, которой необходимо зажимать требуемые позиции. Правая рука может в большей степени играть автоматически, на основе опыта, используя уже известные паттерны и штрихи, ей не требуется большого количества активного внимания. Как правило, при игре с листа левая рука является ведущей и между двумя руками внимание не разделяется. От опыта гитариста и сложности материала зависит, насколько много активного внимания уходит на считывание нот, чувство ритма и ощущение рук. Соответственно, оставшееся внимание может быть направлено на остальные объекты, такие как звучание гитары, эмоциональное переживание и др. 2) Как и при чтении с листа, при разборе нового произведения существенная часть внимания направляется на нотный текст, однако акцент с чувства времени может смещаться на параллельное ощущение правой и левой руки. Хотя гитаристу и важно соблюдать длительности, чтобы точно воспроизвести произведение, тем не менее, он может сделать остановку и медленно разобрать трудное место или же свободно замедлиться/ускориться, что невозможно сделать при чтении с листа в реальном времени или при концертном исполнении по памяти. При разборе нового произведения навык разделения внимания между правой и левой рукой будет крайне важен для скорейшего подбора рациональной аппликатуры и штриха в правой руке (медиаторный штрих для электрогитары или выбор пальцев – для классической). Звучание гитары также будет требовать существенной доли активного внимания, так как контроль за звукоизвлечением необходим на всех этапах разбора произведения. Остальные аспекты будут требовать меньших затрат. Гитарное мышление может работать автоматически, так же как и эмоциональное переживание, которое не будет играть важной роли на начальных этапах разбора произведения. 3) Процесс концертного исполнения похож на процесс чтения с листа в том смысле, что действие происходит в реальном времени, соответственно невозможно сделать остановку, произвольно замедлиться или ускориться. Активное внимание будет во многом направлено на чувство времени и ощущение рук, при этом внимание может направляться попеременно – то на одну, то на другую руку, а вот зрительные внешние объекты перестают играть главенствующую роль, вполне возможно концертное исполнение даже с закрытыми глазами. Музыканту достаточно лишь немного зрительно наблюдать за сменой позиций левой руки, зрительно взаимодействовать с аудиторией. Звучание гитары остается значимым и требует своей доли активного внимания, также усиливается необходимость, по сравнению с игрой с листа или разбором нового произведения, в эмоциональном переживании. Концертное исполнение без эмоционального чувства может потерять свою выразительную ценность, поэтому одной из задач концертанта является правильная предварительная подготовка и доведение до автоматизма технической стороны гитарной игры. Другими словами, требуется разгрузить работу внимания в реальном времени, задействовав мышечную память, и перенести освободившееся активное внимание на эмоциональное переживание. Эмоциональное переживание может окрасить весь процесс исполнения, придавая ему живость, выразительность и уникальность. Гитарное мышление может протекать автоматически, или же задействоваться в какие-то определенные моменты времени, например, в сложных местах гитарист может визуализировать последующие позиции на грифе. 4) Импровизация – очень специфическая музыкальная задача, характеризующаяся тем, что она невозможна без определенного багажа знаний и уже имеющегося «словаря» музыкальных идей. При импровизации обе руки играют во многом автоматически и не требуют большого объема активного внимания. Используются уже известные позиции и штрихи, акцент внимания смещается на чувство ритма, ведь процесс происходит в режиме реального времени, также активно используется музыкальное мышление. Гитаристу требуется «мыслить вперед», «предслышать» фразы, которые он собирается исполнить, «предвидеть» смену гармоний, визуализировать на грифе текущую позицию, а также, по возможности, и предстоящие. Чем больше смен гармоний он способен «предслышать» в будущем, тем более «продумано» и выстроено будет звучать его импровизация. Как и при концертном исполнении подготовленного произведения, существенную долю активного внимания будут требовать звучание гитары и эмоциональное переживание. Описание работы внимания гитариста в вышеприведенных музыкальных задачах достаточно кратко и не является исчерпывающим, также необходимо учитывать то, что процесс внимания и характер его разделения может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя. Тем не менее, исходя из вышеприведенного описания, можно сделать вывод о том, что в различных музыкальных задачах внимание разделяется между внутренними и внешними объектами в различном соотношении. Каждая музыкальная задача обладает своей уникальностью и спецификой, а значит, в ходе построения процесса обучения педагог должен учитывать эту специфику. Зная специфику задачи и, распознав особенности работы внимания у конкретного ученика, педагог может подобрать подходящее упражнение или метод, позволяющий преодолеть возникшие у ученика трудности. http://www.grooveguitar.ru/