4) Проблема с ритмом из-за полной концентрации на работе рук. При исполнении музыкального отрывка гитарист полностью концентрируется на своей игре, но чувство времени остается неохваченным активным вниманием. Гитарист не может разделить внимание между ощущением рук и чувством времени. Как следствие – трудность игры под метроном, метроном «отвлекает» ученика. При игре аккомпанемента, какие-то элементы партии солирующего инструмента или голоса, которые отличны по ритму от аккомпанемента, могут сбивать гитариста, «отвлекать» его внимание и приводить к неритмичному аккомпанированию. Гитарист как бы «подстраивается» под другую партию, теряя при этом свою. При солировании «отвлекать» внимание точно так же могут партии аккомпанирующих инструментов. Если в аккомпанементе присутствует большое количество синкоп и ритмических сбивок, то это еще больше усложняет ситуацию для солирующего гитариста. 5) Трудности во время концертного исполнения. У исполнителя может возникать скованность, появляться страх ошибки, страх «забывания» нотного текста. Может появляться волнение, которое является фактором, перетягивающим на себя существенную часть внимания. Кроме того, внешние непредвиденные факторы (звонок телефона, разговоры в зрительном зале, внезапная техническая неисправность) могут отвлечь внимание и привести к ошибке. Таким образом, количество активного внимания, которое могло бы быть направлено на другие объекты, сокращается. Хотя к моменту концертного исполнения произведение, как правило, уже выучено наизусть и во многом может исполняться за счет мышечной памяти, тем не менее, бывает, что исполнитель направляет большую часть активного внимания на ощущение рук и на гриф гитары (зрительный объект), чтобы «ни в коем случае не забыть ноты». От этого может страдать выразительность исполнения, динамика, звукоизвлечение. 6) Чрезмерная реакция на ошибки и недочеты в гитарной игре. Данная трудность, во многом, является психологической. На любом этапе работы над исполнением, чрезмерная реакция на собственные ошибки может перетягивать на себя активное внимание, забирая его у других важных составляющих игры, например, у чувства времени. При разборе произведения у учащихся наблюдается тенденция при ошибке механически начинать с начала музыкальный отрывок, вместо изолированного разбора трудного места. Также бывает, что при чрезмерной эмоциональной реакции и последующей за ней остановке, не остается внимания на то, чтобы увидеть и вспомнить, в чем конкретно заключалась ошибка, каков был механизм ее возникновения (неточное движение, неправильная последовательность движений, неправильная аппликатура или штрих и т.д.). Таким образом, эмоциональная реакция вмешивается в деятельность активного внимания гитариста и препятствует наблюдению, которое могло бы способствовать анализу и последующему устранению ошибок и т.д. Изложенный перечень трудностей, связанных с работой внимания и его разделением, может быть продолжен, он не является исчерпывающим. Однако для представленных в этом списке проблем в следующей главе будут предложены возможные методы решения. Также в дальнейшей части работы будут представлены упражнения, направленные на закладывание правильной основы работы внимания у гитариста. Резюмируя данный раздел, можно сказать, что современный преподаватель гитары должен уметь видеть сильные и слабые стороны своих учеников, а также уметь различать, какие технические недостатки связаны с неправильной работой внимания, а какие – с физиологией и степенью разработанности мышц. Опираясь на данную информацию, преподаватель может подбирать метод для наиболее эффективного решения поставленной музыкальной задачи. http://www.grooveguitar.ru/